Самым младшим школьникам 1-2 классов рассказали об атомном ледокольном
флоте и развитии Северного морского пути. Их познакомили с особенностями российской
Арктики и значением Северного морского пути. Занятие призвано сформировать чувство
гордости за свою страну и соотечественников, бережное отношение к природным
богатствам страны. Учителя Попова Н.И. и Поляничко Э.И. предложили ребятам
отправиться в воображаемое путешествие, рассказали, что, несмотря на суровый климат,
Арктика — очень значимый и перспективный регион. С ребятами побеседовали о
природных условиях Арктики, ее обитателях, об особенностях транспортного сообщения.
В конце занятия учащиеся с удовольствием приняли участие в викторине.
Учитель Реука О.В. предложила учащимся 3-4 классов отправиться в экспедицию
на самый север нашей страны, чтобы собрать всю информацию о климате и
местоположении Арктики, о животном и растительном мире Арктики, о Северном
морском пути и атомных ледоколах. На занятии школьники узнали, что Арктика – самая
северная и достаточно обширная часть нашей страны, которая занимает около 18% всей
территории России. Большая часть Арктики устлана ледниками. Эта ледяная шапка
отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому
Арктику прозвали «холодильником» Земли. Несмотря на суровые условия арктических
земель, их продолжают осваивать. Это крупнейший район по добыче нефти, алмазов и
золота. Край богат железными рудами и углем, пушниной и лесом. Много отважных
первопроходцев, талантливых ученых, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои
жизни изучению русской Арктики, ее развитию: строительству городов и дорог, разведке
полезных ископаемых, прокладке безопасных маршрутов в бесконечной снежной
пустыне. Северный морской путь обеспечивает освоение региона Арктики и
международную торговлю. Детям подробно рассказали о существующих российских
ледоколах. В конце занятия их ждала викторина.
Школьникам 5–7 классов учителя Сухоконь С.А. и Медведева О.Л. рассказали, что
обычно Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным
снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен:
здесь есть и пустыни, и реки, и даже вулканы. Ребята узнали о флоре и фауне этих
территорий, об ученых и исследователях, о Северном морском пути и ледоколах. Потом
они выполнили практическое задание по карте: доставить груз от Иокогамы до Гамбурга.
Для этого учащиеся измерили расстояние через 3 маршрута: по Северному морскому,
через Суэцкий канал и через мыс Доброй Надежды, с помощью клубка ниток и линейки.
Результаты помогли выяснить, что использование Северного морского пути позволяет
сокращать время транспортировки грузов для многих стран мира, и таким образом
экономить на стоимости перевозки при большем объеме доставляемых грузов.
В 8-9 классах занятие прошло в форме беседы с элементами деловой игры. Учителя
Герман Н.Л. и Лященко Л.Е. предложили детям представить себя в роли министров, от
решений и внимательности которых зависит благополучие целого региона. Школьники
проработали программы развития Арктики по разным направлениям, отметили
проблемы, которые требуют решения. Детям также рассказали о Северном морском пути
и ледоколах. Завершился урок викториной.
Ребята 10 класса узнали об исследователях Арктики и Северном морском пути.
Классный руководитель Попова В.А. рассказала им, что сообщение по Северному
морскому пути все время развивается — строятся и совершенствуются порты, города и
поселения, обеспечивающие движение. Старшеклассники познакомились с историей
появления ледоколов, получили информацию об особенностях атомных судов, о работе
Росатомфлота, поговорили о профессиях, связанных с атомным ледокольным флотом, и
компетенциях, которыми должны обладать такие специалисты. Затем ребятам приняли
участие в викторине.