Почему возникает вопрос информационной безопасности детей? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.
Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.
Презентация
СЛАЙД 1. Давайте задумаемся, почему мы не оставим ребенка с незнакомым человеком? Правильно, мы не знаем его целей. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?
Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит и с неизвестной информацией в интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к увиденному и прочитанному.
СЛАЙД 2. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром». Когда мы радуемся, что.....(читать слайд).
СЛАЙД 3. СМИ являются.......
На ребенка буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один.
Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных гаджетов. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.
СЛАЙД 4. Опасности....
СЛАЙД 5. Опасность № 1. Потеря родительского авторитета
Я провела опрос учащихся нашей школы, были получены следующие данные.
На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» 44% ребят на первом месте поставили Интернет. Родители прочно занимают второе место как приоритетный источник информации. Учителя стоят только на четвертом месте, т.е. Интернет уже стал авторитетнее родителей и учителя.
Также имеется так называемый «цифровой разрыв» — разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:
- менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.
Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира — все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.
То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, — очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.
Подрастающая личность формируется в первую очередь Интернетом и лишь во вторую — родительским воспитанием.
СЛАЙД 6. Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты
Влияние депрессивных субкультур на подростка чудовищно. Авторитет родителей падает до нуля, ведь они — «серые представители толпы». Подросток впитывает в себя уродливые, мерзкие убеждения и ценности, ведет ужасный образ жизни. Неоднократно происходили случаи суицида из-за субкультур. Часто представители субкультуры начинают употреблять легкие наркотики — все субкультуры положительно относятся к наркотикам.
Аниме и анимешники
Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример — «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» — японские порнографические мультфильмы.
Пару слов о сектах и экстремизме
И секты, и экстремистские идеологии похожи на субкультуры и паразитируют на тех же потребностях подростков. Нужно помнить, что секта редко позиционирует себя как секту, в Интернете подросток найдет, например, лекцию, книгу или фильм.
СЛАЙД 7. Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и интернет-общение
Социальные сети сегодня — самые популярные интернет-ресурсы. Дело в том, что онлайн-общение резко отличается по своей природе от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения, другие этические стандарты, другие регуляторы. Здесь нет обмена «живой» энергией между собеседниками, нет жестов и мимики (вряд ли кто-то всерьез считает, что смайлик может выразить ту же гамму чувств, что и человеческое лицо), нет интонации в голосе, нет, образно говоря, флюидов, атмосферы общения. В виртуальном общении не работает важнейший механизм — эмпатия, врожденная способность чувствовать то, что чувствует собеседник, активно сопереживать. Все это и порождает фундаментальные различия между живым общением и онлайн-общением.
Очень хорошо отсутствие культуры общения (а точнее, наличие антикультуры) раскрывает такое явление, как «троллинг».
Помимо этого, анонимность, виртуальность вызывают эффект «онлайн-растормаживания». Благодаря этому эффекту люди позволяют себе в Интернете такое поведение, такие высказывания, которые никогда бы себе не позволили в реальном мире.
Знакомства
Знакомятся сегодня не только на специальных сайтах, но и в социальных сетях.
Среди этих Интернет-знакомых может оказаться кто угодно. От сверстника, имеющего схожие увлечения, до педофила. Доверчивостью ребенка вполне может воспользоваться мошенник. Да мало ли кто еще?! Знакомства в Интернете явно относятся к тем вещам, которые родители просто обязаны контролировать во имя безопасности ребенка, в том числе и физической безопасности.
Очень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные данные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит бывать, секции, которые посещает, и т.д. В огромном количестве выкладываются личные фотографии.
Искаженная социализация
Главная опасность социальных сетей заключается сегодня, как ни странно, в несовершенстве реального мира. В условиях, когда секции и кружки для детей либо исчезли, либо стали недоступны небогатым родителям, детям остро не хватает социализации. Не формируются жизненно необходимые навыки труда в коллективе, совместного творчества, подростки не привыкают добровольно брать на себя ответственность.
Этот пробел восполняет интернет-социализация. Но дает такая социализация в большинстве случаев крайне уродливые социальные навыки. Если подросток больше общается в Интернете, чем «вживую», то он неизбежно станет усваивать нормы именно онлайн-общения и обязательно будет применять эти нормы в жизни. Картина, когда подросток гордится не своими успехами в учебе или секции, а тем, что он успешный тролль, — страшная, зловещая картина.
СЛАЙД 8. Опасность № 4. Мультимедиа
Ни для кого не секрет, что в Интернете много фильмов и музыки. Новый жанр — авторские передачи на YouTube и других видео-хостингах. Весь вопрос заключается в качестве этого видеоконтента. Как и всё в Интернете, здесь всё перемешано: на YouTube можно найти замечательные лекции или познавательные передачи, а можно встретить просто мерзость.
Музыка
Мы уже упоминали о такой музыкальной группе, как Otto Dix, популярной у подростков и выпускающей песни с весьма сомнительными текстами. Они буквально наполнены тоской, пессимизмом и отвращением к людям. Очень популярен русский рэп. В сюжетах песен — противостояние с обществом, презрение к закону, драки, криминальные разборки, убийства, наркотический кайф, поиск наркотиков и тому подобное.
Фильмы
Тут проблема, скорей, не Интернет-пространства. Проблема популярности плохих, пошлых фильмов — это проблема современной культуры вообще. И очень нехороший симптом общества. Интернет просто сделал фильмы доступными. Фактически любой фильм можно скачать (хотя это незаконно) за короткое время, без спроса и уведомления родителей.
Часто дети смотрят фильмы, не предназначенные для их возраста. Например, фильмы ужасов, фильмов со слишком тяжелыми сценами, эротическими сценами, а также со сценами насилия.
Дети усваивают модели поведения из фильмов, получают мерило плохого и хорошего. Поэтому очень важно сделать так, чтобы ребенок рос на здоровых, хороших фильмах.
СЛАЙД 9. Опасность № 5. Онлайн-игры, игромания
Если подросток играет в меру и в игры, соответствующим возрасту ребенка, то в этом нет ничего страшного. В таком случае это просто развлечение, не более того. Тем не менее, игры могут негативно влиять на воспитание и развитие ребенка. Онлайн-игры действительно увлекательны, их разработчики сделали все, чтобы пользователь как можно дольше оставался в игре.
Бесконечное развитие персонажа, сильная социальная составляющая (в онлайн-игры просто невозможно играть одному), яркая боевая система — все это стандарт для онлайн-игр. Следует понимать, что подросток остро нуждается в самовыражении и самореализации. И он находит такую возможность в игре. Вместо саморазвития начинается развитие персонажа, вместо достижения реальных целей — зарабатывание очков или поиск редкого игрового предмета. Позитивный запрос на самореализацию уходит в никуда.
Кроме того, зависимость от онлайн-игр — не фантастика, а реальность. Многие дети пропускают школу, забывают поесть, не спят, проводя время за игрой. А это уже прямая угроза психике.
Здесь представлены лишь основные, очевидные вызовы, стоящие перед родителями сегодня. К сожалению, логика в духе «Ну, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет!» все еще чересчур популярна. Это глубоко ошибочная логика, ведущая к серьезным последствиям. Под угрозой психика ребенка, его образ мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то, что делает человека человеком.
Есть ли в Интернете что-то хорошее?
Описание опасностей в интернет-среде могло создать ложное впечатление об Интернете как о полностью вредной, разрушительной среде. Конечно, это не так. Информационное окружение — это бассейн, к которому подключено множество труб. Из некоторых в этот бассейн льется грязь, зато из других — чистая вода. Задача родителей — научить ребенка грамотно управлять этими трубами, защитить его информационное пространство от грязи. Современные информационные технологии открывают огромные позитивные возможности.
СЛАЙД 10. Как противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка?
Конечно, в каждой семье подход свой и отношения с детьми складываются по-разному. Что делать в том или ином конкретном случае — может решить только конкретный родитель. Мы дадим лишь общие рекомендации.
Ограничение доступа при помощи программ родительского контроля
Функционал родительского контроля предлагается популярными антивирусами расширенных версий (Dr. Web Security Space, Kaspersky Internet Security) и сторонними программами. Родительский контроль позволяет настроить компьютер таким образом, чтобы определенный пользователь (ребенок) не имел доступа к тем или иным ресурсам в Интернете, не мог запускать определенные приложения на компьютере (например, игры) или имел ограниченный по времени доступ.
Чем хорошо такое решение? Тем, что имея доступ к компьютеру, ребенок гарантированно огражден от нежелательных сайтов и не потратит на игру целый день.
Можно настроить список дозволенных ресурсов и запретить все остальные, можно запретить определенные и разрешить все остальные.
Можно настроить доступ к игре только на определенное время.
Настройки достаточно гибкие.
Чем плохо? Тем, что ребенок без проблем получит доступ к интересующим его ресурсам в гостях у друга. Тем, что любой родительский контроль можно обойти. Кстати, если ребенок успешно обходит контроль (обойти правильно настроенный родительский контроль — дело нетривиальное), может быть, у него талант, который нужно направить в хорошее русло? Например, заинтересовать его программированием или изучением компьютерных сетей.
Еще одна проблема родительского контроля заключается в том, что ребенок рано или поздно столкнется с негативным контентом и будет к этому не подготовлен.
Мы считаем, что родительский контроль — очень нужный инструмент для защиты детей младшего возраста. Для подростков этот метод явно недостаточен, если применять только его, он принесет больше вреда, чем пользы.
Поставить пользование компьютером под контроль
Это совсем не обязательно прямой запрет. Многие рекомендуют ставить компьютер таким образом, чтобы он оставался на виду у родителей. В таком случае, очень легко незаметно и тактично контролировать деятельность ребенка. Намного проще, чем когда у ребенка персональный компьютер стоит в его комнате. Вызывает беспокойство и тот факт, что очень многие покупают детям современные «навороченные» смартфоны. Очень часто можно видеть, как ученики младших классов щеголяют модным гаджетом. В России 45 % школьников имеют доступ в Интернет с мобильных телефонов. Совсем не понятно, зачем ребенку такой телефон. Мало того что это абсолютно неподконтрольный доступ к Интернету, так еще отличная приманка для мелких грабителей. Позвонить можно и на обычный сотовый телефон. Но если уж вы решили, что ваш ребенок должен пользоваться смартфоном, мы настоятельно рекомендуем настроить на нем родительский контроль.
Направлять энергию ребенка в правильное русло
Что ребенку интересно в Интернете? Может быть, он любит смотреть фильмы? Обсудите с ним его фильмы, расскажите о традициях киноискусства, покажите ему действительно хорошие фильмы. Он интересуется гаджетами и просит вас купить что-либо — купите действительно полезный гаджет, например, электронную книгу. Для кого-то с этого начнется любовь к чтению. Он интересуется самим компьютером или устройством сайта? Возможно, растет замечательный программист.
Помогите раскрыть таланты и изюминку ребенка! Кроме вас сегодня это не сделает никто.
Быть в одном информационном пространстве
Это не значит потакать. Это значит взаимодействовать и менять информационное окружение в лучшую сторону. Ребенок никогда не станет пропадать в Интернете, если он занят очень интересным для него делом, если его реальный мир намного ярче и увлекательней мира виртуального. Нужно развивать способности и тягу ребенка к реальным действиям и достижениям. Отличный инструмент для этого — кружки, факультативы, секции, дополнительное образование.
Если этого не сделать, если не направить позитивную энергию ребенка — она будет поглощена Интернетом, а ребенок останется опустошенным, бесцельно блуждающим по бесконечному интернет-пространству в ожидании от него чуда.
Слайд 13. В помощь родителям и педагогам
Слайд 14. Задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:
Слайд 15. Общие рекомендации по проведению Недели информационной безопасности (для детей и родителей)
1. Урок «Интернет-безопасность» (1-11 классы).
Цель: привитие навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
2. Анкетирование обучающихся.
Цель: проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.
3. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет».
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет.
4. Проведение компьютерной игры для младших школьников («Прогулка через ИнтерНетЛес»).
Цель: показать, какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет.
5. Флэш-мобы по проблемам информационной безопасности.
Цель флешмоб-акции: привлечение внимания детей, их родителей и педагогов к проблемам информационной безопасности.
6. Проведение родительского собрания.
В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование, по результатам которого будет определена дальнейшая стратегия работы школы по безопасности детей в сети Интернет. После анкетирования проводится беседа по проблеме доступа ребенка к сети Интернет, в которой поднимаются наиболее актуальные вопросы.
Далее даются рекомендации родителям по работе детей в сети Интернет (с учетом возрастных особенностей). В конце родительского собрания всем родителям предлагается памятка по безопасности детей в сети Интернет при помощи программных средств.
Приложение 1
Приложение 2